Летопись Иланского района

Летопись Иланского района

   Село Иланское расположено на маленькой реке Иланке в болотистой и нездоровой местности в 247 верстах от губернского города Красноярска и в 27 верстах от уездного Канска. Основано оно было в 30-годы XVIII века в связи со строительством Московского тракта. Указ о проведении самого длинного в мире тракта был издан Сенатом 16 марта 1733 года после начала работы второй Камчатской экспедиции. «Назначить станы, от которого места возить летом и зимой почту», и организовать гоньбу было поручено опытному Витусу Берингу.

   Намеченные места для станций и зимовий восточнее Красноярска обследовал сам Беринг. Уже 17 июня 1734 г. он доносил в Адмиралтейскую коллегию: «Следуя от села Есаулова к Иркутску усмотрел… к селению и учреждению почтовых станков удобные места». Из-за малочисленности населения и громадных пространств почтовые станции («станы») ставились только через 50-60 верст и у крупных рек. На участке Красноярск -Кан станции и зимовья в1735-1739г.г. размещались на реках Кускун, Балай, Уяр, Рыбная, Кан, Илан, Пойма, Туманшет, Бирюса, Уда, Тырбыр, Курзыр. Обычно станция состояла из «черной избы со светелкой» или горницей и хозяйственных построек, где содержались подставные лошади и хранился фураж. Для поселения на станции отправлялись партии ссыльных. Так, на станции Иланской, в новом Тинском зимовье, на Пойминской и Ключинской станциях в 1769,1770,1771 и 1773 году разместили несколько партий, приведенных из Казанской губернии.

   С образованием в 1822 году Енисейской губернии как самостоятельной административно — территориальной единицы в состав Канского округа вошла Иланская волость. К 1860 году Иланская волость была ликвидирована, а само Иланское вошло в состав Анцирской волости того же округа.

   В 1826 году в селе открыт Иланский Сретенский приход, выделившийся из Канского. Деревянная двупрестольная церковь ( в честь Сретенья Господня и в честь Святителя и чудотворца Николая) построена в том же 1826 году. Открыт приход по ходатайству графа М.М. Сперанского, первого генерал — губернатора Восточной Сибири. Первыми прихожанами, согласно «Книге приходов Енисейской епархии», были ссыльные. Приход состоял из села Иланского и деревень Карапсель и Степаново. В Степаново и Карапселе имелись молитвенные дома. В 1860 году священником иланской церкви был Иоанн Григорьевич Коновалов. Притч состоял из священника, получавшего от казны 400руб. в год, и псаломщика, которому платили 145 руб. Кроме того собирали 240 пудов руги священнику и 84 пуда — псаломщику. Всех прихожан в 1916 году было 756 мужчин и 735 женщин. В этот период церковь имела десятины усадебной и 52 десятины сенокосный земли.

   Население к этому времени было, в основном, старожильческое. С декабря 1864 года в селе открывается церковно — приходское училище расположившееся в общественном здании. В нем обучалось 20 мальчиков, и наставником стал священник И.Г. Коновалов. В 1891 году начинает свою работу Иланская двухклассная церковно -приходская школа, в которой в 1911 году обучалось 20 мальчиков и 13 девочек. Преподавали в ней заведующая училищем Елена Ивановна Ежова (2 класс), Елизавета Завьялова (1 класс), законоучитель священник Александр Коновалов. В 1910 году открывается Иланское одноклассное училище.

   В 1913 г. в селе организуется товарищество мелкого кредита, в 1914 г -потребительское общество.

   С проведением Сибирской железнодорожной дороги и организацией депо в трех верстах от Иланского примерно в 1894-1895гг. возник выселок Иланский. Спрос на рабочие руки различных специальностей вызвал массовое предложение. Близлежащая к Иланскому местность стала быстро заселяться не только пришлыми рабочими, но и крестьянами из самого села. Усадьбы занимались самовольно, постройки возводились без согласования с канским лесничим Волковым. Местное управление предполагало образовать на этой территории ряд казенно — оброчных статей, но земли оставались в ведении Иланского сельского общества.

   В сентябре 1900 года при станции Иланской по инициативе бывшего начальника службы пути Корниенко был открыт Иланский Александр Невский приход. Еще до открытия самостоятельного прихода Корниенко построил в 1899 году небольшую церковь. Приход располагался на открытом но мало здоровой из-за близости болот и отсутствия чистой воды местность Деревянная однопрестольная ( во имя св. благоверного князя Александра Невского) церковь обслуживала служащих и рабочих станции Иланск и линии железной дороги от полустанка Венгерка на востоке до станции Канск на западе. При церкви имелась библиотека, состоящая из книг религиозно — нравственного, общественного и антиалкогольного содержания.

   Многие рабочие начали строить свои дома, другие снимали квартиры. Благодаря хорошим окладам железнодорожных служащих, даже чернорабочие получавшие до 100 рублей в месяц — очень хорошие по тем временам деньги чувствовали себя более чем обеспеченными. О машинистах и их помощниках не стоило и говорить. Цены на квартиры возросли до 50 руб. в месяц. Такие благоприятные условия жизни вызвали резкий приток населения, составившего к 1908 году почти 7 тыс. человек. В выселке было 465 домов, 35 торговых предприятий, в том числе 4 магазина, трактир и аптека И.О. Романовского. Два раз в неделю в Иланском работал базар, привлекавший жителей Анцирской, Устьянской, Тинской и Кучердаевской волостей. Ставился вопрос о строительстве в нем школы и часовни (костела) для католиков.

   Понимая значение железнодорожных предприятий для развития города, Канская городская дума в 1908 году направляет в Енисейское губернское управление ходатайство о переводе коренного депо со станции Иланской в г. Канск. Объясняла дума свое прощение исключительно заботами о государственной выгоде и даже готова была уступить под новое депо бесплатно необходимое количество земли: «В настоящее время единственной нашей заботой на Дальнем Востоке служит Сибирская железная дорога, которая и создана в виду сего подлежащей грандиозной постройке. Между прочим, для увеличения движения 40-48 пар поездов признано необходимым построить водопровод от правого берега реки Кан до станции Иланской, где расположено коренное паровозное депо на 36 паровозов… Для задач обороны страны, т.е. прежде всего для военного ведомства, безопаснее не зависеть от расположенности огромного водопровода, пролегающего в пустынной, таежной местности.»

   Жителей Канска поддержал лишь иркутский генерал — губернатор. Против выступили министр внутренних дел, и министр путей сообщения, и, конечно же, специалисты. Из письма министра путей сообщения иркутскому генерал -губернатору: « Расположение депо на ст. Иланской… наиболее отвечает действиям рационального оборота паровозов и соблюдения для паровозных бригад надлежащих норм непрерывной службы и отдыха. Кроме того, при перенесении депо из Иланской в Канск пользоваться существующими на ст. Иланской мастерскими представилось бы крайне невыгодным, так как для небольшого, даже самого незначительного ремонта оказалось бы необходимым направлять паровозы из депо Канска в иланские мастерские… кроме излишней потери времени, это уменьшило бы пропускную способность участка дороги и требовало бы увеличения инвентаря паровозов… Ввиду сего ходатайство Канска о перенесении депо со ст. Иланской в Канск, как несоответствующее требованиям правильной эксплуатации железной дороги и вызывающее дополнительные единовременные расходы, мною отклонено».

   Начальником станции Иланской в 1903 году был Николай Петрович Протопопов, начальником 18 — го участка службы ремонта пути и зданий- инженер путей сообщения, коллежский секретарь Петр Лукич Белявский; помощником начальника- Иннокентий Николаевич Ковалев. Начальником 10- участка тяги — инженер — техник Евгений Петрович Иванов, его помощником Ал. Пороховников.

   В 1915 году исполняющим обязанности начальника 20-го участка службы тяги был инженер — строитель Иван Павлович Чернышев; ревизором службы 10 -го участка -инженер — техник в отставке Николай Климентович Корчинский; исполняющим обязанности начальника 10-го участка службы тяги потомственный почетный гражданин Викентий Матвеевич Чапский, его помощниками — инженер — механик Александр Александрович Тупиков, почетный гражданин Алексей Парамонович Анисимов, Врачом 22-го участка Томского округа путей сообщения, располагавшегося на ст. Иланского был лекарь Вениамин Иосифович Ракитин.

   Дети станционных рабочих посещали две министерские школы — двухклассные железнодорожные мужское и женское училища. Первое было открыто в 1898 году, в нем было шесть учителей и две учительницы — заведующий Василий Тихонович Тихонов, законоучитель священник Александр Васильевич Коновалов преподаватель Закона Божия Александр Антонович Чугунин, учителя Василий Дмитриевич Делов, Ефим Дмитриевич Евтихиев, Мария Ивановна Тихонова, Елена Викентьевна Чапская, Надежда Виларетовна Делова и Василий Васильевич Неклюдов. Обучалось в этом училище 302 мальчика.

   В женской школе 232 девочки обучали заведующая Валентина Александровна Кульченко, Вера Ивановна Гусенко и Наталья Константиновна Герасимова. Кроме того, в школах было 4 законоучителя. Почетным блюстителем двухклассной железнодорожной школы стал инженер путей сообщения П.Л.Белявский. 19 августа 1914 года в Иланском открылся попечительный Совет по оказанию помощи жертвам войны. На станции работали врачебный пункт (1903 год — врач Аполлон Андреевич Цветаев, народная читальня, сцена для постановки спектаклей и кинематограф. Приход Александра -Невской церкви на ст. Иланской в 1915 году составлял 1373 человека (686 мужчин и 687 женщин).

   Росту выселка способствовала русско — японская война с увеличившимся спросом на рабочие руки. Продолжавшийся рост выселка — особенно в 1904-1907 гг. — вызвал необходимость в двукратной его распланировке, и к 1914 году по своей территории выселок Иланский приблизился к селению. Расстояние между ними составило 50 — 60 саженей.

   В 1907 году доверенный от Иланского сельского общества подает прошение о преобразовании села Иланского и прилегающего к нему выселку образовавшегося при линии железной дороги, в Ново — Иланский городской посад с введением в нем упрощенного городского гражданского управления обращением местного населения в мещанское сословие и с передачей последнему всех земель, имущества и капиталов Иланского сельского общества.

   Переписка заняла несколько лет. Решение вопроса было отложено в связи с тем, что в это время правительством рассматривался законопроект о поселковом управлении. А вскоре передумали и сами иланцы. Причиной стал тот факт, что с окончанием постройки железнодорожного полотна жизнь выселка замерла. Приостановилось возведение жилых домов, многие здания были проданы, была свернута торговля, резко упала численность населения. В самом Иланском и выселке при нем в 1914 году проживало 4600 человек. Из них 14 дворян, 4 почетных гражданина, 18 купцов, 667 мещан, представителей духовенства, 3689 крестьян, 203 поселенца. Они представляли различные религиозные конфессии: 3982 православных, 397 католиков, 13 лютеран, 154 еврея, 54 магометанина. Один человек имел высшее образование, 17 — среднее, около 200 — низшее или домашнее.

   По роду занятий в этот период население распределялось следующим образом: 67 торговцев, 15 ремесленников, 110 хлебопашцев, 110 мастеровых, 600 железнодорожных служащих, остальные — чернорабочие. За исключением пяти более или менее зажиточных крестьян и 10 торговцев ( из сословия разночинцев) прочее население Иланского смело можно было отнести к числу лиц среднего и даже ограниченного достатка. Жители выселка Иланского стали ходатайствовать о наделении их землей, не рассчитывая на другие заработки.

   В 1914 г. в селе Иланском было всего одно каменное здание (оцененное в 24 тыс. руб.) Общий оборот всех торговопромышленных предприятий составлял 328 тыс. руб. В селе и выселке имелись две церкви, костел, две двухклассных школы, почтово -телеграфная контора (начальник Петр Николаевич Кузнецов, почтовый служащий -Николай Иванович Каргин) и частная аптека И.О. Романовского (значится в 1907 году). Кроме того, в селе работала Государственная сберегательная касса, казенная винная лавка, хлебозапасный магазин, пожарная дружина. В 1908 г. открылась фотография, принадлежавшая канскому купцу Степану Максимовичу Фомину.

   Благоустройство выселка Иланского, по сравнению с селом, оставляло желать много лучшего. В нем не было больницы и богадельни, библиотеки, уличного освещения. Разночинцы, проживающие в выселке, отказывались тратиться на общественные нужды, в то время как сельское общество только 10 тыс. рублей потратило на оборудование школы и устройство водоснабжения выселка. Из года в год от 2 до 3 тыс. руб. сельское общество расходовало на содержание пожарного обоза, помещения для арестантов, холерного барака, бойни и на очистку улиц.

Страница 1 из 212