К 100 летию со дня рождения В. Астафьева

1 мая 2024 года исполняется 100 лет со дня рождения писателя Виктора Петровича Астафьева (1924–2001).

Виктор Петрович Астафьев – один из крупнейших прозаиков. В своих произведениях он ставит вопросы, волнующие в равной мере и горожанина, и сельского жителя; и людей старших поколений, и молодежь – всех, кому не безразлична участь человека на земле. Это вопросы связи времен и преемственности поколений, вопросы экологии и нравственности, осмысление войны и тема памяти, тема единства людей планеты.

В.П. Астафьев, пожалуй, был единственным из современных писателей, ясно понимавшим значение моральных общечеловеческих и национальных норм, которые никогда не утратят своего значения. Критики и читатели высоко ценят писателя за доброту, которую он пробуждает в людях, за ненавязчивую пропаганду абсолютных ценностей, за возможность наслаждаться его высокохудожественным и в то же время простым, понятным слогом.

Писатель, драматург, сценарист, эссеист, Виктор Петрович Астафьев родился в деревушке Овсянка Красноярского края, на берегу Енисея. Вот что он пишет в своей автобиографии: «Родился я 1 мая 1924 года в селе Овсянка. Все, кто ездил или собирается поехать из Красноярска в Дивногорск, никак не минуют моего родного села – оно между двумя городами, и ныне в Овсянке есть маленький железнодорожный вокзальчик. Село расстроилось, обросло рабочими поселками. Возле него деревообрабатывающий завод, по нему пролегают две дороги – шоссейная и железная, старые посады села стиснуло, прижало к реке наседающими со всех сторон строениями дачного облика – Овсянка, стоящая на границе заповедника «Столбы», сделалась считай что пригородом. Но есть еще приметы, не видные стороннему глазу и ведомые мне: лишь только скатится автобус по немыслимо крутому, извилистому спуску к речке Большой Слизневке, в ее устье чуть заметен будет травянистый бугорок – здесь стояла когда-то водяная меленка, построенная моим прадедом…»

Отец, Петр Павлович Астафьев, был крестьянином, крепким хозяйственником, мать, Лидия Ильинична (в девичестве Потылицына), – домохозяйкой. Две девочки, родившиеся раньше Виктора, умерли в младенческом возрасте, по сути, он был единственным ребенком в семье.

Коллективизация нарушила привычный уклад семьи: Астафьевы были раскулачены, а отец заключен в тюрьму «за вредительство». В семилетнем возрасте Виктор лишился и матери. Оставшегося сиротой мальчика взяли в свою семью дедушка с бабушкой. 

Уже в раннем возрасте Виктор пытался сочинять разные истории, за что бабушка называла его «врушей». Свою жизнь в этот период Астафьев вспоминал как самый счастливый отрезок судьбы, несмотря на тяжелые крестьянские будни. Именно в это время будущему писателю открылась красота родного края, описание которого будет впоследствии присутствовать практически в каждом произведении.

Счастливая жизнь мальчика закончилась после освобождения отца. Он сразу женился и забрал Виктора к себе. Заключив договор с рыбзаводом в Игарке, Петр Астафьев взял с собой на работу и сына. Однако вскоре отец заболел и попал в больницу. Виктор оказался выброшенным на улицу мачехой и вынужден был выживать. Несколько месяцев он прожил в заброшенном здании, а затем его определили в детский дом.

В детском доме Виктор встретил преподавателя, который повлиял на его дальнейшую судьбу. Он был поэтом и сразу рассмотрел в подростке писательский потенциал. Чтобы развить его, он давал Виктору разные задания. Одним из них стало сочинение про озеро, которое строгий учитель похвалил. Его похвалу будущий писатель запомнил на всю жизнь: «С тайным волнением ждал я раздачи тетрадей с сочинениями. Многие из них учитель ругательски ругал за примитивность изложения, главным образом за отсутствие собственных слов и мыслей. Кипа тетрадей на классном столе становилась все меньше, и скоро там сиротливо заголубела тоненькая тетрадка. «Моя!» Учитель взял ее, бережно развернул – у меня сердце замерло в груди, жаром всего пробрало. Прочитав вслух мое сочинение притихшему классу, Игнатий Дмитриевич поднял меня с места, долго, пристально вглядывался и наконец тихо молвил редкую и оттого особенно дорогую похвалу: «Молодец!». Через годы Астафьев использовал эту работу как основу для рассказа «Васюткино озеро».

В детском доме Астафьев окончил шесть классов и поступил в фабрично-заводскую школу. Кроме того, он устроился на железную дорогу сцепщиком вагонов и дослужился до дежурного по станции.

Осенью 1942 года Астафьев добровольцем ушел на фронт, с весны 1943 года сражался на передовой, был тяжело ранен и демобилизован в 1945 году. На фронте ему довелось поработать шофером, связистом и стрелком гаубицы, во время одного из обстрелов он получил тяжелое ранение с контузией. Молодой боец был заслуженно награжден орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу» и «За победу над фашистской Германией».

В победном 1945 году Астафьев демобилизовался в звании «рядовой» Вместе с женой Марией, с которой познакомился на фронте, они уехали в город Чусовой Пермского края. Здесь у них родилось трое детей, вскоре супруги взяли на воспитание еще двоих приемных детей.

В 1951 году Виктор Петрович начал работать в редакции газеты «Чусовской рабочий». Здесь впервые увидели свет его произведения. Через два года он уже выпустил свою первую книгу «До будущей весны».

Через пять лет автора приняли в Союз писателей СССР. В течение четырех лет, с 1959 по 1961 год, Астафьев посещал Высшие литературные курсы. Затем последовали переезды из города в город, во время которых ему довелось пожить и в Перми, и в Вологде, и в Красноярске.

Проблематика книг В. Астафьева многопланова. Автор пишет о нравственных ценностях в жизни людей, об отношении к природе, к миру, к людям, открывает нам народные характеры, воплотившие в себе лучшие черты формировавшейся веками трудовой нравственности, любви к земле. В судьбах своих героев писатель прослеживает историю всей страны.

В 1954 году вышла в свет повесть «Пастух и пастушка», рассказывающая о молодом офицере, комвзвода Борисе Костяеве. Человек, переживший все тяготы войны, умирает в поезде от истощения по дороге в тыл. Даже любовь преданной женщины не может спасти главного героя. Автор натуралистично описывает жуткую картину войны и трагедию человеческой жизни. Эта повесть, попавшая под запрет цензуры, долго пролежала на полке, прежде чем увидела свет.

Повесть «Стародуб» была издана в 1959 году и стала переломным моментом в творческой жизни Астафьева. События разворачиваются в старообрядческом сибирском поселении, спрятавшемся в дремучей тайге. В первую очередь это повесть о людях, о таежных законах, которые не вызывали у автора сочувствия.

Интересно описывает Астафьев падение нравов староверов. Когда-то эти люди были своего рода диссидентами, отказавшимися от своего уклада и малой родины. Теперь это сообщество представлено жалкими, суеверными и трусливыми людьми.

Большой интерес вызывает своеобразие языка, которое можно назвать главным достоинством повести. В этой книге в полной мере проявилось писательское мастерство автора. Это касается как описаний природы, так и быта и отношений людей. Атмосферность произведению придают мастерски использованные диалектизмы.

Повесть «Последний поклон» написана от первого лица и рассказывает о детях тридцатых годов, которым довелось жить в эпоху коллективизации и «огненных» сороковых. В центре повествования судьба мальчика, рано оставшегося без матери. Автор с благодарностью описывает доброту простых людей, спасавших ребятишек от голода, их трудолюбие, умение радоваться жизни даже в самые тяжелые для страны годы.

Повесть «Царь-рыба» вышла в 1976 году. По сюжетной направленности она близка к произведениям о деревенской жизни. Завораживают читателя картины сибирской природы, особенно тех ее уголков, которые не затронула цивилизация. На этом фоне своеобразно представлены люди, утратившие нравственные нормы, в жизни которых на первом месте браконьерство, пьянство, кураж.

Многие работы автора были переведены на разные языки и изданы во многих странах мира.

В 1980 году Виктор Петрович купил дом в селе Овсянка и стал использовать его вместо дачи, все лето проживая на своей малой родине. В этот период появилось много его произведений – как художественных, так и публицистических.

Он начал работу над романом «Прокляты и убиты», первый том которого вышел в 1992 году, второй – в 1994. «Прокляты и убиты» – итог многолетних размышлений и одно из самых драматичных, трагических и правдивых повествований о войне, как «преступлении против разума». Пронзительная откровенность писателя, его бескомпромиссное нежелание скрывать «неудобные» факты и приукрашивать суровую правду, предавая собственные воспоминания и память павших, завоевали произведениям Астафьева любовь миллионов читателей.

Литературные критики писали, что в этом романе видна ожесточенность писателя, которому до этого был свойственен светлый взгляд на мир.

В начале 2001 года у писателя ухудшилось здоровье. Вскоре у него случился инсульт. Две недели Астафьев провел в реанимации, после чего вернулся домой. Но улучшение было временным. Через полгода он снова попал в больницу. За неделю до смерти писатель полностью потерял зрение.

Умер Виктор Петрович 29 ноября 2001 года. Его могила находится рядом с могилой дочери Ирины на кладбище недалеко от Овсянки. В деревне, где он родился, сейчас расположен музей семьи Астафьева. Через восемь лет после смерти писателю была присуждена премия Солженицына.