В 2022 году литературный мир отмечает 130-летие со дня рождения Марины Цветаевой.
Поэтесса Марина Цветаева с детства тяготела к творчеству. Являясь одной из самых заметных представительниц поэзии Серебряного века, она также занималась переводами стихотворений зарубежных авторов. Она прожила трудную жизнь, что нашло своё отражение в её произведениях, особенно в тех из них, что относятся к позднему этапу её литературной деятельности.
Интересные факты из жизни Цветаевой:
– Мать Цветаевой догадалась о таланте дочери к стихосложению, когда Марине было всего 4 года – девочка ходила по дому и постоянно рифмовала слова.
– Первые стихи она сочинила в шестилетнем возрасте, причем она творила не только на русском, но также на немецком и французском языках.
– Когда Цветаевой было 10 лет, у ее матери обнаружили туберкулез, и семья на несколько лет перебралась в Европу, где климат для больной женщины был более благоприятным. Марина за это время успела поучиться в Лозанне и Фрайбурге.
– В России поэтессу отчислили из нескольких гимназий за дерзкое поведение и излишнюю свободу высказываний.
– В 17 лет Цветаева впервые отправилась за границу в одиночестве – в одном из университетов Парижа она слушала летний курс по старофранцузской литературе.
– Первый сборник своих произведений Цветаева выпустила на собственные деньги, когда поэтессе было 18 лет.
– В жизни Цветаевой было множество мужчин, но ее единственным мужем был Сергей Эфрон – брак продолжался 29 лет, до смерти супруга поэтессы.
– Младшая дочь Цветаевой и Эфрона, трехлетняя Ирина, умерла от голода в годы гражданской войны – мать отдала ее в приют, надеясь, что там малышка будет питаться лучше, чем дома, но это не спасло ребенка.
– Муж поэтессы в годы войны сражался на стороне «белых», а после победы большевиков сбежал за границу. Цветаева, жившая в Москве с их старшей дочерью Ариадной, получила весточку от мужа только через 3,5 года после его отъезда.
– Во Франции супруга Цветаевой начали обвинять в работе на НКВД и причастности к убийству сына Троцкого, поэтому он решил вернуться на родину. Первой в СССР отправилась дочь поэтессы, за ней последовал муж, а несколько лет спустя – и сама Цветаева.
– Большинство произведений Цветаевой, написанных за 17 лет заграничной жизни, так и не были опубликованы. Последний сборник, опубликованный при жизни поэтессы, вышел в Париже в конце 1920-х годов. В среде эмигрантов поэзия Цветаевой не вызвала никакого интереса, зато популярностью пользовалась проза.
– Вернувшись в СССР, она остановилась на даче НКВД, где сейчас находится ее музей. Осенью 1939 года силовики арестовали сначала дочь поэтессы, а затем и ее мужа. Эфрона казнили два года спустя, а Ариадна после 15 лет заключения и ссылки добилась реабилитации.
– Из-за начавшейся войны Цветаева с сыном отправилась в эвакуацию и добралась до Елабуги. Большинство литераторов пережидало войну в Чистополе, и поэтесса написала заявление с просьбой принять ее судомойкой в новую столовую Литфонда.
– Через несколько дней после подачи заявления о приеме на работу поэтесса повесилась в елабужском доме, где временно разместили их с сыном. Она оставила 3 записки – тем, кто будет заниматься ее похоронами, поэту Николаю Асееву и сыну Георгию, которого Цветаева называла Мурлыгой, она объяснила, что больна и без нее ему будет только лучше. Асеева писательница попросила позаботиться о ее сыне и воспитать его, как родного, а в последней записке умоляла отвезти ее ребенка к поэту и не хоронить ее живой.
Литературный зал предлагает для чтения литературу о жизни и творчестве поэтессы.
Цветаева, М.И. Лирика: стихотворения, поэмы, проза.
«Моим стихам Ю, как драгоценным винам, настанет свой черед…» Эти слова совсем еще юной Марины Цветаевой оказались пророческими. Ее творчество стало крупнейшим явлением русской литературы 20 века, величие и трагедию которого она так талантливо выразила в своих произведениях.
Цветаева, М.И., Пастернак, Б.Л. Острова любви: письма 1922 – 1936 годов.
Письма Марины Цветаевой и Бориса Пастернака – Это настоящий роман о творчестве и любви двух современников, разных по силе таланта и поэтического голоса. Они познакомились в послереволюционной Москве, но по – настоящему открыли друг друга лишь в 1922 году, когда Цветаева была уже в эмиграции, и письма на протяжении многих лет заменяли им живое общение, были «островами любви». Десятки их стихотворений и поэм появились во многом благодаря этому удивительному разговору, который помогал каждому из них преодолевать «лихолетие эпохи».
Кудрова, И. Марина Цветаева: беззаконная комета.
Книга-биография поэта, именем которой зачарованы читатели во всем мире. Ее стихи и поэмы, автобиографическая проза, да и сама жизнь и судьба, отмечены высоким трагизмом.
Ирма Кудрова – известный специалист по творчеству Марины Цветаевой, автор многих работ, в которых по крупицам восстанавливается биография поэта. Используя множество сведений и неизвестных фактов биографии, подчеркнутых из разных архивов и личных встреч с современниками Марины Цветаевой; психологически и исторически точно рисует ее портрет – великого поэта, прошедшего свой «путь комет».
Шевеленко, И. Литературный путь Цветаевой: идеология, поэтика, идентичность автора в контексте эпохи.
Книга посвящена анализу творческого развития М. Цветаевой и формирования ее прижизненной литературной репутации. История писательского опыта автора рассматривается в соотнесении с культурным контекстом и ключевыми дискурсами эпохи модернизма (ницшеанство, демонизм художника, метафизика пола, антиномия природы и культуры и т. д.). Это позволяет связать воедино проблематику творческой идеологии, поэтики и авторской идентичности. Эволюция и сложное взаимодействие этих рядов прослеживаются на материале всего творчества Цветаевой, с привлечением обширного пласта прижизненной критики и архивных источников.
Поликовская, Л. Тайна гибели Марины Цветаевой.
Споры о причинах самоубийства Марины Цветаевой не стихают до сих пор. Кого винить в происшедшем? Какова роль в трагедии мужа Цветаевой Сергея Эфрона? Почему бывший белый офицер пошел на службу в ОГПУ, палачом? И что заставило Цветаеву вернуться вслед за ним из эмиграции в СССР?
Это «поэтическое расследование» приоткрывает завесу над одной из главных тайн русской литературы. Это пронзительная и до сих пор во многом загадочная история любви и гибели величайшей поэтессы 20 века.
«… Марина Цветаева – величайший искусник и изумительный мастер стиха. ….. Умеющего читать поэзия Марины Цветаевой волнует и будоражит То ритмом пляшущего каблучка, то тонкой паутиной любовного кружева.»
М. Осоргин